Свяжитесь с нами
 
Наш адрес
Tел.: + 7 (920) 150-54-00
E-mail: 89201505400@mail.ru
  Тверская область, г. Бологое,
с/п.Гузятино, Парк-отель "Озеро Великое"
 

Село Бологое

Первые поселения в окрестностях Бологовского озера возникли еще в каменном веке – в 3 тысячелетии до н.э. Эти исторические сведения были получены в результате раскопок в районе Высоковского моста в конце XIX – начале ХХ века экспедицией Петербургского археологического института. 

Летоисчисление город Бологое ведет с 1495 года, когда село Бологое и Бологовский погост впервые упоминаются в писцовых книгах.

В XVII веке через Бологовские земли была проложена дорога, соединяющая Москву и Новгород, а позднее и Петербург. Еще при правлении Ивана III на протяжении дороги сооружались так называемые «ямы». В их состав обычно входили несколько изб ямщиков, амбаров, конюшен и сенников. В XV веке в районе села Бологое был возведен Хотиловский Ям, который сегодня превратился в село Хотилово. В 1702 году, согласно распоряжению Петра I, Хотиловский ям был усилен для обеспечения интенсивного движения в новую столицу – Петербург.

В 1706 году русские земли были разделены на губернии. От села Хотилово в направлении Москвы проходила граница между Новгородской и Тверской губерниями. Тут же был установлен специальный пограничный столб. В1773 году село Бологое стало частью Валдайского уезда в Новгородской губернии.

В это время в самом селе Бологое проживало около 50 человек. Земли эти переходили из рук капитана Лапухина к роду Мельницких, а затем к Эристовым и Путятиным.


Строительство железной дороги

Интенсивное развитие Бологое получило вместе со строительством Николаевской железной дороги.

Стремительно разрастающийся пристанционный поселок вскоре слился со старым селом. С увеличением движения транспорта увеличилось и количество жителей. В 1865 году население составляло уже 1500 человек, среди которых 529 мужчин и 366 женщин железнодорожников.

Частные земли, особенно прилегающие к железнодорожной станции, стали скупаться промышленниками, купцами и подрядчиками. В аренду были взяты также земли князей Путятиных. На этих участках вырастали дома, постоялые дворы, ночлежки, трактиры. В это время в Бологое действовало 14 лавок, 7 питейных домов, 4 трактира и 2 казенки. Грунтовые дороги стали вымащивать булыжниками. К концу XIX века в городе имелось уже 77 торговых и прочих заведений: винный склад, 2 пеньковых погреба, харчевня, 30 лавок и мануфактурных магазинов, 4 часовых мастерских, 5 сапожных, 2 ювелирных, 2 парикмахерских, белошвейная, чулочная, 3 бани.

 

Все развитие города тесно связано с железной дорогой. Бологое является ключевой узловой станцией, откуда поезда отправляются в пяти направлениях: Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Великие Луки и Псков

В 1874 году открыта церковно-приходская школа, позднее, школа для девочек, а 1906 году - Высшее начальное училище и женская прогимназия, в 1914 году - коммерческое училище.
В 1876 году в Бологое была открыта железнодорожная больница, одна из первых в стране.
В 1896 году начала действовать пресноводная биологическая станция, которой руководил профессор-ботаник И.П. Бородин.
В 1899 году открылся лесопильный завод братьев Корсаковых, затем два кирпичных.
В 1906 году вступил в строй шпалопропиточный завод.
3 июня 1917 года Постановлением Временного правительства Бологое получил статус города.

В связи с необходимостью постоянного притока квалифицированных специалистов для обслуживания железной дороги, в 1879 году в поселке Бологое открылось одно из первых в России железнодорожное техническое училище (ныне Бологовский колледж). До этого подобные образовательные заведения действовали лишь в Санкт-Петербурге и Брест-Литовске.

 

В конце 20 века на берегу Бологовского озера стоял длинный деревянный особняк с закругленными окнами. В нем располагался клуб Бологовского пожарного общества. В этом клубе арендовал помещение местный купец для кинематографа. Представления устраивались когда в Бологое приезжали столичные актеры. В середине февраля 1911 г. ожидался приезд любимца публики московского антрепренера Давыдова. Хозяин кинематографа знал, что в Бологое очень любят этого актера, и приказал продать билеты не только с местами, но и входные. Было прощенное воскресенье, 20 февраля. Играла музыка, и толпы горожан спешили в кинематограф.

На экране идут кадры, актер за пианино сопровождает музыкой действие картины, неожиданно от неосторожного обращения игла коснулась киноленты, которая мгновенно вспыхнула. Огонь охватил кино­аппарат и мгновенно перекинулся на пыльные декорации, охватил всю сцену. Взорвались бутыли с бензином и водородом, оказавшиеся здесь же. Публика в ужасе бросилась к выходу и попала в настоящую ловушку. Газета «Биржевые ведомости» от 22 февраля 1911 года опубликовала в утреннем и вечернем выпуске план помещения - классического лабиринта, каковым стала дорожка из зрительного зала мимо буфета, кассы и гардероба, через темный чулан к выходу. Нужно было преодолеть несколько поворотов. Многие бросались к окнам, но они снаружи были наглухо закрыты ставнями.

В огне погибло 64 человека, 21 взрослый, остальные-дети. А после пожара люди продолжали умирать в больницах от ожогов. В итоге, катастрофа унесла жизнь101 человека. Были семьи, погибшие целиком.

После страшной трагедии, когда боль стала утихать, было решено в память о погибших поставить на том месте часовню. Инициатором стали подрядчик железнодорожных работ С.К. Мельников, семья которого полностью сгорела, и железнодорожный инженер М.К.Ляхов, потерявший дочь и свояченицу.

В центральном государственной архиве Санкт-Петербурга в одном из фондов храниться дело №236. Называется оно "Дело о разрешении хозяйственным управлением при Синоде составления проекта на постройку каменной церкви в селе Бологое близ станции Николаевской железной дороги на месте кинематографа, сгоревшего 20 февраля 1911 года". Часовня строилась на средства местных жителей. В годовщину трагедии она была освящена.

 

 

Покровский собор в городе Бологое

История Покровской церкви в городе Бологое начинается с 1735 года, когда здесь было выстроено ее деревянное здание. В ходе очередного пожара, которые часто вспыхивали в преимущественно деревянном поселке, церковь не сохранилась. Строили храм в 80-х годах XIX века «всем миром», на пожертвования прихожан, на земле князя П.А. Путятина на «Александровской горке».

Около 1885 г. на Александровской пл. («на старом кладбище») возвели каменный собор Покрова с двумя приделами (Пантелеймона и преподобного Василия; Параскевы Пятницы). Яркий памятник архитектуры русско-византийского стиля стал высотной доминантой всей застройки центральной части Бологого. Вертикали собора и его колокольни замыкали перспективу Александровской ул. как с восточной, так и с западной стороны. Красивые виды на собор открывались с севера, со стороны железной дороги, и с юга, от оз. Бологое. Покровский собор имел традиционное пятиглавие; центральный световой барабан и меньшие глухие угловые барабаны завершались луковичными главами. Короткая трапезная соединяла храм с двухъярусной колокольней, увенчан¬ной пятью луковичными главами — крупной посередине и четырьмя небольшиминад пилонами яруса звона. Фасады храма, разделенные на три прясла, и фасады колокольни были завершены декоративными закомарами. Стены были расчленены арочными окнами с килевидными архивольтами и узкими сдвоенными пилястрами. Собор окружала ограда с кирпичными столбами и цоколем и с простой металлической решёткой.

По воспоминаниям современников, Покровский Собор славился величественной архитектурой и своим внутренним убранством. Был здесь прекрасный иконостас, изумительной красоты фрески, три алтаря. Красавец-собор располагался был настоящим украшением села, а затем и города Бологое. Храм играл огромную роль в духовной жизни бологовцев. Здесь венчались, крестились, причащались, исповедовались. Это был не только памятник архитектуры, но и памятник истории. Судьбы многих известных в Бологое и далеко за его пределами людей связаны с этим собором.

 
 

В начале 1920-х гг. в Покровском соборе было решено устроить «храм-музей» с созданием около него национального парка, однако к концу 1920-х гг. от этого замысла отказались.

В 30-х годах прошлого столетия, на волне борьбы с религией, в Бологое пришла телеграмма с приказом уничтожить храм.

В 1932 году красавец-собор был взорван. Когда это здание разрушали, то, по воспоминаниям очевидцев, взрывали несколько раз – настолько крепкая и фундаментальная была постройка.

В настоящее время на месте собора находится детский сквер. На деньги горожан начато, но не завершено строительство часовни Николая чудотворца.

 

Великая отечественная война

В самом начале войны Октябрьская магистраль оказалась разорванной на четыре изолированные друг от друга части. Через Бологое снабжались всем необходимым Волховский, Северo-Западный, Калининский и Ленинградский фронты. По единственно свободной Виндаво-Рыбинской железной дороге из тыла, с Урала и Сибири, Бологое получало все необходимое для передовых, и наоборот, в глубокий тыл через Бологое отправляли эвакуированных, беженцев и раненых.
Немецкое командование прекрасно понимало важные стратегическое значение железнодорожного узла Бологое. За годы войны было совершено 527 налетов фашисткой авиации, в которых участвовало 1092 самолета. На узел и город было сброшено свыше 3,5 тысяч бомб.

Первые бомбы на Бологое были сброшены 1 и 2 июля 1941 г. Одна из них попала в подъезд здания только что построенной городской школы, другие разорвались у здания райисполкома и железнодорожной поликлиники. Бомбы были небольшие и не причинили большого вреда.
Такие одиночные налеты продолжались вплоть до 22 июля. Но затем начались регулярные массированные налеты вражеской авиации на Бологое. 26 июля 1941 г. среди бела дня, развернутым строем на железнодорожный узел было направлено 70 боевых единиц, которые обрушили свой смертоносный груз на город и железнодорожный узел. Бомбежки продолжались до 19 февраля 1944 г.

Особенно страшным по бомбовым ударам был март 1943 года. Видя то, что железнодорожный узел Бологое действует, немецкое командование вызывает авиационную дивизию из Франции. Летчикам ассам этой дивизии дается приказ: «Уничтожить «проклятое» Бологое». Слова «проклятое Бологое» не раз фигурировали в немецких приказах. 10 дней и 10 ночей, с 13 по 23 марта, в небе над городом и узлом висят бомбардировщики. За эти 10 черных дней и ночей марта 1943 года на Бологое было сброшено 1811 бомб.
Считать бомбы, падающие с неба, - дело невозможное. По воспоминаниям современников, их считали по свежим воронкам и не взорвавшимся бомбам. То, что упало в озеро и ушло в болото, сосчитано не было. И тем не менее цифра 1811 бомб страшная.

Через два дня после страшных бомбежек, 25 марта, близ Бологое были перехвачена шифровка «Берлин-Геренг», в которой докладывалось, что «...станция Бологое и Медведь не существует. Они стерты с лица земли».
Но город жил и работал. После бомбежек более чем на два часа железнодорожный узел не закрывался.

Враг через свою воздушную разведку, шпионов был хорошо осведомлен о расположении многих важных объектов города и железнодорожного узла. В Бологое неоднократно забрасывались диверсанты для проведения всевозможных диверсий. Все заброшенные 212 групп были обезврежены. С первых дней войны работники НКВД активно включились в работу по борьбе с немецкой разведкой и ее агентурой. Для усиления борьбы со шпионами и диверсантами их обезвреживания в Бологое была направлена большая группа оперативников из центра.
В результате этих и других мер, проведенных работниками НКВД, а главное высокой бдительности всего населения города и железнодорожников, за все годы войны фашистам не удалось совершить ни одной диверсии в районе, Бологое и Медведеве.

Война нанесла огромный ущерб городу. За военные годы было разрушено три паровозных депо, вагоноремонтный пункт, вокзал, кирпичный завод, электростанция, фабрика-кухня, дом культуры, кинотеатр, 2 больницы, 2 поликлиники, железнодорожное училище, бани, гостиница, 2 железнодорожных клуба, 3 школы, 3 детских сада. Большие разрушения были нанесены железнодорожным путям и линиям связи. Было разрушено, сожжено и повреждено 130 государственных жилых домов, 400 частных. Город потерял более 30% жилого фонда.
Только по государственному сектору ущерб, нанесенный бомбежками, составил более 54 млн. рублей, а общий ущерб более 100 млн. рублей.
Уже в 1944 году началось восстановление народного хозяйства. В 1947 году объем работ на Бологовском железнодорожном узле достиг довоенного уровня.


Как итог, за героизм и мужество, проявленные в годы Великой Отечественной войны, в канун 40-летия Великой Победы 4 мая 1985 года Указом Президиума Верховного Совета СССР станция Бологое - Московское была награждена орденом Отечественной войны I степени.
В Указе говорилось: «За заслуги в обеспечении Советской Армии и Военно-Морского флота в годы Великой Отечественной войны».

 

Заповедная железная дорога

Строившаяся как капитальная транспортная магистраль, которая должна будет обеспечить развитие прилегающих регионов, Бологое-Полоцкая железная дорога в наши дни стала настоящим железнодорожным музеем на протяжении сотен километров. На многих станциях и разъездах сохранились деревянные вокзалы, казармы, водонапорные башни. Где-то до сих пор встречаются колонки для заправки паровозов водой, ручные стрелки с флюгарками.
Единственный и ежедневный пассажирский поезд на Бологое-Полоцкой - неспешный пригородный, идущий аж 10 часов от Бологого до Великих Лук. 

Начало 20 века. Европейский мир раскололся на две противоборствующие силы, одна из которых включала военно-политический союз Франции и России. Между ними – враждебные Германия, Австро-Венгрия, Италия. Возможность быстрой переброски войск к западным границам Российской империи была крайне важна для французов, поэтому они стали рассматривать возможности развития железнодорожной сети союзников из центра к балтийским окраинам.

В 1901 году прошло совещание штабов российской и французской армий, на котором наши союзники заявили о возможности финансовой помощи на постройку новой железной дороги от узловой станции Бологое аж до польского города Седлец. В сентябре того же года последовал императорский указ о начале строительства железной дороги. Весной следующего года стартовала стройка однопутной линии протяженностью 1030 вёрст. Так как денег было выделено немало, то и оснащение магистрали вышло основательным. Выемки, насыпи, водопропускные сооружения, мосты… Все станции были выполнены в едином архитектурном стиле. Каменные вокзалы III класса появились в Бологое, Осташкове, Торопце, Великих Луках. Там же помимо железнодорожной инфраструктуры строились жилые казармы, больницы, школы. В местечках поменьше сооружались деревянные вокзалы IV класса со шпилями, флигелями и прочими прелестями.

Через пять лет после начала строительства в 1907 году было открыто сквозное движение по Бологое-Полоцкой железной дороге. Движение поездов было не очень интенсивным: пара пассажирских (в том числе поезд Санкт-Петербург – Седлец) и несколько грузовых составов в день. Однако с началом Первой мировой войны объёмы перевозок увеличились за счёт военных эшелонов. Впрочем, этот факт не привёл к постройке второго пути, под который были рассчитаны все земляные сооружения вдоль магистрали. 

К югу от Осташкова железнодорожная инфраструктура сильно пострадала во время войны с немцами; Торопец был оккупирован, а пристанционный посёлок Андреаполь полностью разрушен. Чудом уцелели некоторые деревянные постройки, например, деревянный вокзал в Скворцово.

В послевоенные годы были восстановлены вокзалы в Осташкове, Торопце, Великих Луках. Основной трафик на Бологое-Полоцкой обеспечивали транзитные наливные поезда, шедшие к нефтяному порту в Вентспилсе (Латвия). Это и предопределило будущее угасание движения на линии после разделения СССР. Долгое время в Осташкове сохранялось паровозное депо, и был шанс переориентировать историческую железную дорогу на туристическую деятельность. Об этом кто только не писал! Буквально каждая статья о Бологое-Полоцкой пронизана мыслью «эх, а вот бы паровозные туры сюда, да на Селигер потом!». Но, увы, лишь раз-два в год сюда заезжают составы под тягой паровозов, да и то лишь как обкатка этих машин, а не с туристическими поездами. И стоят в лесной чащобе заколоченными старинные деревянные вокзалы, о которых толком никто и не знает. Отменены поезда Москва – Осташков и Санкт-Петербург – Осташков… остался лишь пригородный поезд из Бологое в Великие Луки, который проводит в пути ни много, ни мало 10 часов. В 1914 году поезд шёл быстрее на два часа…

здание керосинового погреба
вокзал в Фирово

 

Герб Бологовского района утвержден Постановлением Главы Администрации района №172 от 12 июля 1995 года.

Описание герба:

"В лазоревом (синем, голубом) поле три колокола (один и два), обращенные друг к другу языками и подвешенные к окружающему их кольцу; все фигуры золотые"

"Полугласный герб. Фигуры аллегорически говорят о названии города, его истории и социально-экономическом положении района. Название Бологое - означает "Благо", "Благая весть", "Благовест". Три железнодорожных колокола в колесе - символ памяти, говорящий об известности Бологого как крупного железнодорожного узла и одного из городов Валдайской возвышенности. Синий-символ озерного края.

Известно, что автор композиции герба В.И.Лавренов (г.Тверь). Герб внесен в Государственный геральдический регистр под №727.

 

Положение о гербе и флаге МО "городское поселение город Бологое принято Решением Совета депутатов городского поселения город Бологое от 1 июля 2010 года №148. Герб Бологого внесён в Государственный геральдический регистр под № 6253. Cогласно тексту Положения:

"2.1. Геральдическое описание ГЕРБА: "В скошенном червлёном и золотом поле серебряный алмаз, окрылённый двумя крыльями переменных цветов, причём одно крыло расправлено вверх и влево, второе – вниз и вправо, сопровождаемый двумя направленными в него наконечниками положенными сообразно сечению стрел: вверху справа в золоте – червлёной, внизу слева в червлении - золотой". 
... 
2.3. Толкование ГЕРБА и ФЛАГА: Герб и флаг города Бологое символизируют уникальное – срединное положение города на Октябрьской железной дороге между Москвой и Санкт - Петербургом и аллегорически указывают на то, что развитие города прямо связано с железной дорогой. Обрамлённый крыльями, которые отражают узловое положение города и железнодорожной станции, алмаз символизирует озеро "Бологое", вокруг которого возникло поселение и являющееся "настоящим алмазом (бриллиантом)" города. Стрелы аллегорически указывают на движение высокоскоростных поездов на железной дороге Москва – Санкт-Петербург, отражают развитие города и влияние, которое оказывают на него две российские столицы".

Герб Бологовского района

 

Герб города Бологое

 

 

 

 

При создании данной статьи были использованы материалы с сайтов
Бологое-онлайн http://www.bologoe-on.ru
Краеведческий сайт города Бологое http://bologoecity.narod.ru
Заповедные железные дороги http://rusbestrailways.ru
Геральдикум http://www.heraldicum.ru

 

 

 

 
Copyright © 2018 парк-отель "озеро Великое". All Right Reserve.
Partner of Joomla Perfect Templates